Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

О конференции «Сертификация беспилотных авиационных систем в Российской Федерации»

23 января 2023

20 января 2023 года в Росавиации проведена конференция «Сертификация беспилотных авиационных систем в Российской Федерации» с участием широкого круга заинтересованных организаций. Среди участников представители профильных министерств и ведомств, Авиарегистра России, АО «НЦВ Миль и Камов», Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», АНО «Платформа НТИ», АО «ГТЛК», а также представителей индустрии беспилотных авиационных систем.

Были обсуждены аспекты обязательной сертификации беспилотных авиационных систем (далее – БВС) и их разработчиков, предусмотренной Воздушным кодексом, ФАП-21 и соответствующих Норм летной годности.

Открывая конференцию, начальник Управления сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта Наталья Кириллова подчеркнула, что в настоящее время, учитывая потенциал данного сегмента рынка, уделяется приоритетное внимание развитию гражданских беспилотных систем. Это нашло отражение в перечне поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, адресованных органам государственной власти. На основании поручений формируется Правительственная комиссия по вопросам развития беспилотных авиационных систем в целях подготовки согласованных предложений по реализации государственной политики в этой сфере и решению задач, связанных в том числе с разработкой, производством, сертификацией данной категории авиационной техники и формированием специализированной системы такой сертификации.

На состоявшейся конференции Росавиацией представлены основные этапы и подходы при сертификации беспилотных авиационных систем и юридических лиц-разработчиков, даны ответы на часто задаваемые вопросы в части процедур, сроков и стоимости сертификации данной гражданской авиационной техники.

Обязательная сертификация в гражданской авиации является международно-распространенным механизмом и проводится в целях закрепления спроектированной конструкции в качестве типовой для последующего серийного производства и подтверждения ее соответствия требованиям к летной годности и безопасности полетов, а также подтверждения компетенций организаций, связанных с проектированием и изготовлением авиатехники.

Авиарегистр России представил доклад по применению приказа Минтранса России от 20.05.2022 № 189 «Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по выполнению работ, проводимых для принятия решения о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности объекта сертификации и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, соответствии юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил, и предельного размера указанной платы».

С участием разработчика был рассмотрен опыт сертификации беспилотной авиационной системы БАС-200, получившей сертификат типа Росавиации в декабре 2022 года. Было отмечено, что необходимость проведения сертификации обусловлена рядом факторов, среди которых:

- готовность государственных заказчиков финансировать проекты, успешно завершившие сертификацию с получением одобрительного документа;

- существенно более низкая стоимость страхования беспилотного воздушного судна, имеющего сертификат типа, для эксплуатанта, чем несертифицированного изделия;

- возможность путем сертификационных испытаний подтвердить надёжность и безотказность конструктивных решений, а также сформировать комплект эксплуатационной документации, соответствующий потребностям эксплуатанта;

- приобретение уникального опыта и компетенций разработчиком БАС.

Среди важных заключений и выводов, к которым пришли участники конференции по результатам обсуждения, следующие:

- сертификация типа БАС – катализатор развития гражданского сектора рынка беспилотной авиации и безопасного коммерческого применения БАС в народном хозяйстве России;

- необходимы оптимизация сертификационных процедур для беспилотных авиационных систем, дальнейшая актуализация нормативной правовой базы и наращивание компетенций всех участников процесса под эти цели;

- необходимы проработка и оптимизация аспектов ценообразования сертификации БАС, в том числе с возможным применением механизмов поддержки и субсидирования;

- целесообразно продолжить проведение подобных конференцией и методических совещаний с целью повышения осведомленности участников индустрии БАС касательно сертификации беспилотных авиационных систем.

Росавиация и индустрия БАС продолжат диалог в рамках создаваемой Подкомиссии по сертификации и стандартизации Правительственной комиссии по развитию БАС.

Документы по вопросам сертификации типа, организаций разработчиков и изготовителей доступны на сайте Росавиации по ссылке https://favt.gov.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa/.


Назад

Яндекс.Метрика

Copyright © Авиаремонтное предприятие "МОТОР" • 2016. Все права защищены. Разработка и поддержка: ООО «СибСР».