Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Нерадько на совещании Минтранса России по вопросу: «О текущей ситуации и готовности к регистрации иностранных воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов

19 сентября 2018

Государственная регистрация гражданских воздушных судов – это документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна (ВС) с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) и международных соглашений.

В соответствии с национальным и международным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов.

Зарегистрированное в Российской Федерации ВС приобретает национальную принадлежность Российской Федерации с присвоением национального и регистрационного знаков. Равным образом приобретают национальную принадлежность ВС и в иностранных государствах.

В соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР, который действовал вплоть до 1997 года, гражданские ВС подлежали регистрации только в Государственном реестре гражданских воздушных судов СССР.

Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ в порядок регистрации воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, были внесены существенные изменения.

Так, в соответствии со статьей 33 ВК РФ гражданские ВС, предназначенные для выполнения полетов, могут быть зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (ГРГВС РФ) или в государственном реестре гражданских ВС иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. 

В Российской Федерации первые 5  иностранных самолетов Airbus А310 получила авиакомпания «Аэрофлот - российские авиалинии» в июне 1992 года. Указанные самолеты были зарегистрированы в реестре Франции.

Следующим за Airbus А310 типом «иномарки» в «Аэрофлоте» стал дальнемагистральный Boeing 767-300ER. Первые две заказанные машины, изготовленные в 1993 году и зарегистрированные в Ирландии, летали исключительно за границу, в основном в США и Канаду. Обратно лизингодателю их возвратили в конце 1999 – начале 2000 гг.

Весной 1993 года к освоению «иномарок» приступила «Трансаэро», а чуть позже – и ряд других авиакомпаний. При этом ВС оставались зарегистрированными попеременно в Российской Федерации или в национальных реестрах иностранных государств.

В 1995-1997 гг. 2 самолета Boeing 737, принадлежащих иностранным собственникам и лизингодателям, эксплуатантом которых являлось ФГУП «Сахалинские авиатрассы», были зарегистрированы уже в Российской Федерации и успешно эксплуатировались до окончания срока их лизинга.

Первым национальным авиапредприятием, которое в 2006 году приобрело в собственность и зарегистрировало в российском реестре 12 самолетов иностранного производства Boeing 757-200, была авиакомпания «ВИМ-авиа».

По состоянию на 15.09.2018 в ГРГВС РФ всего зарегистрировано 8 950 воздушных судов, в том числе 1 362 серийно изготовленных ВС (580 самолетов и 782 вертолета) иностранного производства (15% от общего числа воздушных судов, зарегистрированных в ГРГВС РФ).

Имеют действующий сертификат летной годности (СЛГ) воздушного судна и эксплуатируются – 3 825, что составляет 43% от общего числа воздушных судов, зарегистрированных в ГРГВС РФ.

В настоящее время авиапредприятиями гражданской авиации России эксплуатируется 750 ВС, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.

Таким образом, в российских авиакомпаниях эксплуатируется большое количество ВС иностранного производства, прежде всего самолетов, находящихся под юрисдикцией других государств, среди которых главное место занимают Бермудские острова, не являющиеся даже членом ИКАО (686 единиц).

В 2014 году Росавиация совместно с российскими авиакомпаниями, иностранными лизингодателями и страховыми компаниями провела анализ возможности постепенного отказа от иностранной регистрации гражданских ВС российских эксплуатантов.  

По результатам анализа можно отметить то, что ряд авиакомпаний - частных и государственных - не отмечают никаких рисков (экономических или технических) эксплуатации ВС иностранного производства, зарегистрированных в российском реестре и находящихся в лизинге или в собственности российских авиакомпаний («Северсталь», СЛО «Россия», «АзурЭйр», «Аврора» и др.). При этом отмечается целесообразность дальнейшего совершенствования нормативной базы в области поддержания летной годности ВС, что является вполне закономерным пожеланием. Совершенствование - всегда полезно.

Ряд авиакомпаний отмечают экономические риски, связанные с содержанием договоров лизинга ВС: возможность изменения ставок лизинга при изменении регистрации; опасения лизингодателей при защите прав собственника в случае неисполнения авиакомпанией обязательств по аренде; снижение остаточной стоимости ВС в случае его нахождения в российском реестре.

Россия, присоединившись в 2010 году к Кейптаунской конвенции и Авиационному протоколу, которые рассматривают лизинг авиационных объектов как обеспеченную (или обеспечительную) сделку, создала правовую защищенность кредиторов в сделках авиационного лизинга.

Действующий в Российской Федерации Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и существующая нормативно-правовая база, регулирующая данный сегмент экономики, в том числе вопросы страхования предмета лизинга, право лизингодателя на финансовый контроль, также в полном объеме гарантируют правовую защищенность субъектов данных правоотношений, исключая негативные риски для лизингодателей, связанные ранее с отсутствием нормативно-правовой базы.

Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» обеспечивает гарантии соблюдения прав собственника и контроль за соблюдением зарегистрированных обременений (лизинг, и др.) на воздушные суда, зарегистрированные в ГРГВС РФ

Порядок регистрации ВС в ГРГВС РФ, включая регистрацию безотзывных полномочий на дерегистрацию и вывоз ВС, установленный Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457 (в редакции приказа Минтранса России от 07.12.2017 № 512), соответствует положениям Конвенции о международной гражданской авиации и Приложению № 7 «Национальные и регистрационные знаки воздушных судов» к ней, а также Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к ней.

Примеры, связанные с прекращением операционной деятельности авиакомпаний «Трансаэро» и «ВИМ-авиа» и оперативным возвращением воздушных судов лизингодателям, указывают на отсутствие рисков их незащищенности.

Страховые компании не усматривают рисков при изменении страны регистрации на Россию.

Информация, поступающая от ряда российских авиакомпаний коммерческой и деловой авиации, свидетельствует об отсутствии рисков снижения остаточной стоимости воздушных судов из-за их пребывания в российском реестре. Так, Gulfstream G650, продемонстрированный на выставке деловой авиации RUBAE во Внуково-3 на прошлой неделе, планируется зарегистрировать в ГРГВС РФ.

По вопросу готовности Росавиации осуществлять функции по поддержанию летной годности иностранных ВС:

Действующий сертификат на право выполнения технического обслуживания (ТО) авиационной техники, выданный в соответствии с Федеральными авиационными правилами, имеют 382 организации. Из них: 47 зарубежных и 335 на территории Российской Федерации. Из 335 центров 114 центров выполняют техническое обслуживание по ФАП-285 на подавляющем большинстве типов  ВС зарубежного производства, эксплуатирующихся на территории Российской Федерации,  кроме того на территории страны находятся 12 организаций сертифицированных по требованиям EASA, которые в кратчайшие сроки можно сертифицировать по ФАП-285. По мнению Росавиации, количество центров по ТО достаточно для поддержания летной годности ВС, эксплуатирующихся в России.

Росавиацией сертифицировано 14 отечественных и 15 зарубежных АУЦ, которые готовят авиационных специалистов для эксплуатации ВС иностранного производства. С целью расширения возможностей эксплуатантов по подготовке авиационных специалистов предлагается  внести изменения в нормативные акты в части возможности валидации иностранных учебных центров. 

Относительно аргументов по падению стоимости ВС при регистрации в России: с 2015 года в соответствии с ФАП-285 (п.41) вся техническая документация о выполнении технического обслуживания, должна, и ведется на языке разработчика воздушного судна. Это важнейшее требование лизингодателей уже выполняется!

Росавиацией аккредитовано 16 организаций на проведение работ по оценке летной годности ВС российского и иностранного производства, которых Росавиация привлекает к работам по сертификации воздушных судов разного типа в соответствии с ФАП-132.

В Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) с 2006 года готовят в среднем по 40 специалистов в год по дисциплине «Сертификация воздушных судов и сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту в гражданской авиации».

Система поддержания летной годности воздушных судов в Российской Федерации соответствует требованиям и положениям Конвенции о международной гражданской авиации, что подтверждено комиссий ИКАО при проведении комплексной проверки Российской Федерации в 2015 году.

Государственная пошлина за оказание услуги по регистрации ВС и прав на него составляет по 5 тыс. рублей для самолетов с максимальной взлетной массой более 5 700 кг.

Стоимость оказания услуги по выдаче сертификата летной годности  в Росавиации значительно ниже, примерно в 2 раза, чем в офшорных авиационных администрациях. Налоговым кодексом Российской Федерации установлена государственная пошлина 650 рублей за оказание услуги по выдаче СЛГ Росавиацией и ее территориальными органами. Дополнительно оплачиваются услуги привлекаемой организации.

При этом Росавиацией СЛГ выдаются со сроком действия до 2 лет, в то время как офшорные авиационные администрации выдают СЛГ со сроком действия до 1 года.

Росавиация обладает значительно большим количеством специалистов, чем офшорные авиационные администрации.

В Бермудских авиационных властях работают только 20 специалистов по оказанию услуг по поддержанию летной годности ВС. В Московском офисе Бюро Веритас к работам по поддержанию летной годности ВС привлечено не более 10 специалистов.

В работах по поддержанию летной годности ВС в Росавиации задействовано:

25 специалистов Центрального аппарата;

более 90 специалистов в региональных подразделениях Росавиации и

более 400 специалистов привлекаемых аккредитованных организаций.

По мнению ИКАО (Doc10059), основным риском использования статьи 83-bis является утрата контроля государством регистрации за обеспечением безопасности полетов ввиду географической отдаленности от районов эксплуатации ВС.  Эта аксиома неоднократно находила свое подтверждение при проверках поддержания летной годности экземпляров ВС российских авиакомпаний, зарегистрированных на Бермудах.

В контексте этого хотелось бы акцентировать внимание на дополнительные существенные риски, связанные с обеспечением безопасности полетов  при  регистрации  воздушных судов под так называемым «удобным» флагом. Такая регистрация дала возможность отдельным российским авиакомпаниям, воздушные суда которых зарегистрированы за рубежом, оспаривать требования Росавиации о необходимости оснащения воздушных судов системами безопасности, которые  направлены на предотвращение тяжелых авиационных происшествий в ожидаемых условиях эксплуатации, как то: датчики обледенения воздушного судна в полете или система наддува нейтрального газа топливных баков, предотвращающая взрыв из-за короткого замыкания, вызванного старением электропроводки в баках.

Резюмируя: Росавиация предлагает осуществить конкретные шаги – step by step – для возврата в юрисдикцию Российской Федерации иностранных воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Для этого, как это принято в практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО), после дополнительных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, необходимо определить конкретный срок, после которого регистрация иностранных ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации будет обязательной. За оставшееся до этого срока время авиационные власти осуществят комплекс дополнительных мер нормативно-технического, нормативно-правового, организационного и технического характера, которые необходимы для полного отказа от применения офшорных схем регистрации ВС российских авиакомпаний под так называемым «удобным» флагом.

Свои предметные предложения по данному вопросу с указанием желательных сроков по введению обязательной регистрации ВС иностранного производства в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации российские авиакомпании и лизингодатели могут направить в Управление поддержания летной годности гражданских ВС Росавиации.


Назад

Яндекс.Метрика

Copyright © Авиаремонтное предприятие "МОТОР" • 2016. Все права защищены. Разработка и поддержка: ООО «СибСР».